Когда опустится тьма

Стивен Кинг более известен благодаря многочисленным романам, однако ему также не чужды и рассказы. Хотя их у него не так много как, возможно, хотелось бы. И ждать от Короля ужасов выхода нового сборника приходится подолгу. Но ожидание затем обычно с лихвой компенсируется отличными рассказами. В 2008 году Стивен Кинг порадовал Постоянного читателя сборником "После заката", в котором над обычными ужасами превалируют мистические и психологические истории, а среди тринадцати рассказов встречаются как новые, так и старые. Сборник получил престижную премию Брэма Стокера, а русский читатель смог насладиться книгой в 2009 году (вышла в Украине) и в 2011 (в России).

Зная любовь Кинга к всевозможным предисловиям и заметкам, не удивляешься, что и в "После заката" автор решил поделиться с читателем определёнными мыслями. Например, он сознаётся, что долгое время не писал рассказов и даже боялся подступиться к ним. Кинг утверждает, что написание коротких историй – не то же, что и езда на велосипеде, без практики можно и забыть, как это делается. К счастью, Король ужасов преодолел некий порог и сумел окунуться в написание рассказов, чему помогло участие в редактировании сборника "Лучшие американские рассказы" за 2006 год.

Открывает книгу история "Уилла". После того, как скоростной поезд сошёл с рельс, а его пассажиры застряли в глуши на станции, главный герой отправился искать свою девушку, которая ушла в близлежащий городок. И там, встретив её, ему открылось нечто страшное. Рассказ с сумбурным началом вскоре приковывает к себе внимание, заставляя с интересом следить за происходящими событиями. Автор раскрывает ужасную тайну намного раньше окончания истории, от чего произведение вдруг начинает играть новыми красками. Далее следует традиционная история о маньяке – "Гретель" (или в украинском издании "Девочка-колобок"). Главная героиня пытается найти саму себя, поэтому бежит от прежней жизни, от мужа, от потерянного младенца, от окружающих проблем и плохих воспоминаний. Она располагается в хижине отца на островке, застроенном домами и виллами, бегает по утрам вдоль пляжа и постепенно приходит в себя. Но однажды, пробегая мимо одного из домов, она замечает открытые двери гаража и кое-что ещё, кое-что пугающее. Очень скоро Гретель придётся на собственной шкуре испытать, что значит повстречать маньяка. Слегка затянутый, рассказ всё же неплохо держит в напряжении, окунает в атмосферу творящегося ужаса, столь реального благодаря умению Кинга передавать психологическое состояние персонажей.

"Сон Харви" – небольшая история, написанная Стивеном Кингом ещё в 2003 году и вошедшая в антологию "Лучшее за год 2005: Мистика. Магический реализм. Фэнтези". Одним субботним утром Харви и его жена находятся на кухне. Они уже далеко не та влюблённая пара, которой были когда-то. У неё множество собственных проблем и страхов, осточертевший быт и надоевший муж. Но вот он вдруг начинает рассказывать ей приснившийся сон, в котором ему позвонила одна из дочек, чтобы сообщить о гибели другой дочери. А когда Харви заканчивает, через время раздаётся звонок... Психологический рассказ с гнетущей атмосферой и концовкой, которая вроде бы напрашивалась сама по себе, но которая всё равно становится в чём-то неожиданной и пугающей. "Стоянка", тоже написанная в 2003, но впервые появившаяся в данном сборнике. Стивен Кинг не раз обращался к образу писателя, вот и в этом рассказе главный герой – довольно известный писатель, пишущий под псевдонимом. Возвращаясь с вечеринки с коллегами, ему захотелось отлить, он останавливается на одной из стоянок, направляется к туалетам, но вдруг слышит, как внутри мужчина избивает женщину, что, вполне возможно, может вылиться в убийство. Как поступить? Вмешаться или сделать вид, что ничего не происходит и уехать? Вот главный вопрос, на который писатель пытается найти ответ. Сможет ли он настоящий повести себя так же, как на его место повёл бы себя тот крутой образ писателя, под псевдонимом которого он пишет? В "Стоянке" Кинг исследует тему личности человека, его второе "я" и поступки в трудных ситуациях. Упор сделан на психологический аспект, что также играет на атмосферу истории.

"Велотренажёр" (2003 г.) тоже впервые появился в данном сборнике. Как и в "Стоянке", Кинг пытается разобраться с таким сложным явлением, как личность человека, его мысли и устремления, на что он способен и что может выкинуть мозг, подпитываемый маниакальной фантазией. Главный герой рассказа – художник, которому необходимо сбросить лишний вес, тем самым понизив уровень холестерина. Для этой цели он покупает велотренажёр, относит его в подвал и начинает на нём заниматься. Но делать это перед голой стеной скучно, и тогда мужчина рисует картину дороги, уходящей вдаль. Теперь он мчится по ней, настолько живой и реальной, что с каждым разом покинуть эту фантазию становится всё труднее. А однажды его начинает преследовать автомобиль... История окунает читателя в атмосферу чего-то абсурдного и одновременно реального, Кинг штрих за штрихом изучает героя, что приводит к довольно неожиданной концовке. Ещё один рассказ в сборнике, удостоившийся премии Брэма Стокера, – "Вещи, которые остались после них". В нём Кинг обращается к событиям теракта 11 сентября. Главный герой работает в страховой компании в здании одной из рухнувших затем башен-близнецов. Но в тот злополучный день он прислушался к внутреннему голосу и под выдуманным предлогом не поехал на работу. Случилась трагедия. Спустя несколько лет он обнаруживает дома вещи, которые когда-то принадлежали его коллегам, погибшим во время теракта. Как от них избавиться и что от него хотят? Мистическая история завораживает атмосферой глубоко несчастья, по всему видно, что и для Кинга, как и любого другого американца, 11 сентября стало чуть ли не личной трагедией. Автор написал рассказ спустя несколько лет после теракта, переосмыслив случившуюся трагедию, когда в один момент кто-то лишился родного человека или друга.

Свежий на тот момент рассказ Стивена Кинга "После выпускного" обращается к теме глобальной катастрофы, которая разом может поменять жизни миллионов людей. Пока главная героиня, обычная девушка, и её парень из богатой семьи собрались у него дома, чтобы отметить выпускной, она то и дело прокручивает в голове различные мысли по поводу их дальнейшей судьбы, понимая, что им не быть вместе. Когда вдруг далеко на небосводе показывается нечто, по сравнению с чем её проблемы кажутся мелкими и незначительными. Короткая история, начинающаяся как рефлексия молодой девушки, обрывается резким и страшным событием. Написанная специально для сборника повесть "Н.", имеет структуру писем, заметок и дневников. Кинг вновь заглядывает в разум человека, пытаясь проникнуть в самые его глубины. Главный герой – некто Н. – обратился за помощью к психиатру. У него довольно необычная проблема – он постоянно пересчитывает и передвигает окружающие его предметы так, чтобы соблюдалась гармония. Иначе в наш мир могут проникнуть потусторонние силы. А началось всё с поля и размещённых на нём камнях. Психиатр берётся помочь пациенту, не догадываясь с чем на самом деле столкнётся. Психологическая история погружает в атмосферу навязчивого обессивно-компульсивного расстройства мужчины, увлекая за собой и не отпуская до самого конца.

"Кот из ада" – пожалуй, единственный рассказ в сборнике в стиле традиционных ужасов Кинга, что неудивительно, учитывая, что написан он был аж в 1977 году. Киллеру поручили необычное задание – убить кота, который, как утверждает наниматель, уже расправился с тремя жильцами его дома. Не веря в эти россказни, киллер спокойно забирает кота с собой в машину, собираясь отвезти его в безлюдное место и прикончить. Но по дороге всё выходит из-под контроля. Рассказ несколько выбивается из общей концепции сборника, однако цепляет происходящим и не отпускает, пока дуэль между адским котом и киллером не выявит победителя. В истории "«Нью-Йорк таймс» по специальной цене" автор снова обращается к волнующей теме жизни после смерти. Муж главной героини погиб в авиакатастрофе, но спустя три дня после его смерти в доме раздаётся звонок. Вдова снимает трубку и… слышит его голос. Рассказ мистический, но вряд ли заставит поёжиться, Кинг просто пытается заглянуть за грань. И это ему удаётся. Вполне возможно, читатель нет-нет, да и задумается о возможности загробной жизни.

Заключительная тройка рассказов сборника относительно новая, но на совершенно разную тематику. "Немой" - история о том, что твои озвученные мысли и желания могут оказаться исполненными. Возвращаясь в автомобиле домой, мужчина решается подвезти глухонемого бродягу. Подобрав его, он постепенно начинает рассказывать ему о недавней измене жены. Ему просто хочется кому-то выговориться. Тем более, такому замечательному слушателю, как глухонемому, – который не подвергнет сказанное сомнению. Но тем ли является случайный попутчик, за кого выдаёт себя? Рассказ происходит в двух временных рамках – часть истории читатель узнаёт через исповедь главного героя, а часть во время его разговора с глухонемым. Кингу отлично удалось передать атмосферу мчащегося в темноте под дождём автомобиля и окунуть в семейную трагедию водителя. Более лёгкий и позитивный рассказ "Аяна" – о чудесном исцелении. Однажды слепая девочка излечила поцелуем смертельно-больного отца главного героя, а затем уже и сам герой получил этот дар. И теперь вынужден помогать другим. А закрывает сборник повесть "Взаперти", столь мерзкая, что сам Кинг во время её написания наблевал. В центре повествования находятся два соседа, не ладящие друг с другом. Они судятся, следят один за другим. Но однажды один из них предлагает перемирие. Поверив, главный герой в итоге оказывается запертым в перевёрнутой туалетной кабинке посреди заброшенной стройки. Он без телефона и без любых инструментов, с помощью которых можно было бы выбраться. А внутри полно грязной воды, дерьма и мух. Днём в кабинке жарко, а ночью становится холодно. Еды и воды нет. Сосед оставил его умирать медленной смертью. Но всё ли так безнадёжно? Рассказ цепляет интересным сюжетом и переживаниями главного героя, однако живописные описания внутренностей туалетной кабинки могут запросто отбить аппетит.

Сборник рассказов Кинга получился достаточно хорошим и интересным, с произведениями разных жанров и тематики. Скорее всего, любой в нём найдёт что-то по вкусу. Примерно в равной степени представлены мистические и психологические истории, хотя, конечно, не обошлось без маньяков и чудовищ. Возможно, любителей традиционных ужасов Стивена Кинга "После заката" немного разочарует, но в остальном доставит немало удовольствия и оставит после себя хорошее послевкусие. Фанатам же самого Короля ужасов будет любопытно прочитать в конце книги его заметки по каждому из рассказов – что и как родилось.


Просмотров: 642Рубрики: ОтзывыМесто нахождения: Симферополь
Поделитесь своим мнением

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

| Horror Web