Сделай мне страшно

"Самая страшная книга 2014". Антология с таким вызывающим названием обязательно зацепит любителей хоррора. Да и обычный читатель поинтересуется, что это за книга такая и чего в ней страшного. На это и была сделана ставка. Привлечь внимание потенциальных покупателей уже только за счет названия, пожалуй, удалось как нельзя лучше. Но как обстоят дела с содержанием? Отвечает ли оно завышенным ожиданиям от столь многообещающего названия? "Самая страшная книга 2014". Покупая такой сборник, от рассказов ждешь мурашек по телу, учащенного сердцебиения и потных подмышек.

Данная книга – достаточно уникальное явление. Рассказы в антологию попали не по прихоти одного составителя, а благодаря специальной читательской таргет-группе, состоящей из любителей хоррора. Уж они-то в состоянии отобрать из присланных работ самые страшные и жуткие. Или нет? Не совсем корректный вопрос. Такой задачи перед ними и не ставилось. Рассказы отбирались по принципу: нравится или не нравится. А как же столь броское название, спросит удивленный читатель? Почему не отбирать работы по принципу: интересно + страшно? Возможно, потому что у каждого человека свой порог страха. Но все же более заманчивая перспектива получить сборник с потенциально страшными рассказами, чем с просто интересными... Что ж, посмотрим, что вышло из, как бы там ни было, столь любопытной затеи.

Открывает "Самую страшную книгу 2014" рассказ Дмитрия Тихонова "Сквозь занавес". Перед читателем разворачивается история в довольно популярном поджанре "мальчишечьих ужасов" – детдомовские ребята (к слову, уже набившие оскомину), попадают на спектакль к кукольнику, чему способствует конфликт между ребятней и неверие одного из них в этот загадочный театр в детском доме. Кукольник показывает неприглядный, страшный эпизод из жизни мальчишки. Финал же получился в лучших традициях подобных историй. Рассказ затягивает "детской" атмосферой, а в концовке способен немного нагнать жути. Вполне хороший выбор для старта.

Следующим попытался напугать читателя Михаил Павлов, представленный в сборнике двумя произведениями. "Фарш" – это детективная история с убийствами, расследованиями и всякой чертовщиной. Главный герой – обычный следователь, пытающийся разобраться в происходящих жутких убийствах, когда на месте трагедии обнаруживают чуть ли не литры крови и истерзанные, выпотрошенные тела. Автор довольно удачно сохраняет интригу, за сюжетом следишь с интересом, а липкая и неприятная атмосфера обволакивает и уже не отпускает. Далее эстафетную палочку с целью поразить читателя перехватывает Владимир Кузнецов. "Навек исчезнув в бездне под Мессиной" заметно выделяется на фоне остальных рассказов антологии, оставляя по прочтении столь желанное послевкусие. Перед нами военный хоррор об ужасах Первой мировой, конкретно – о так называемых "кротах", о подкопщиках, рывших тоннели навстречу врагу и неизвестности. Рассказ с самого начала захватывает подробно воссозданной атмосферой тех времен, реальными ужасами окопной войны и рискованной работой "кротов". Уже одного этого было бы вполне достаточно для хорошей, шокирующей истории, однако, как узнает читатель, в тоннелях есть еще и кое-что пострашнее обвалов и неприятеля.

С двумя произведениями в "Самую страшную книгу 2014" сумел попасть и Олег Кожин. В первом рассказе "… где живет Кракен" автор прибегает к "мальчишечьим ужасам", к истории, основанной на страшилке о том, что в огромной цистерне живет Кракен. Естественно, дети, предоставленные на летние каникулы сами себе, решили лично проверить это. Рассказ берет за счет хорошо проработанных персонажей, за каждым отдельным ребенком уже просматривается личность со своим поведением, страхами и переживаниями. Не отпускает и сюжет благодаря открытому вопросу – так существует ли на самом деле Кракен или это только байка? А довершает дело отличный финал. Рассказ читается на одном дыхании и даже способен заставить немного поежиться.

После бойкого начала (первых четырех рассказов) сборник затем ненадолго дает слабину, не выдерживая взятый уровень. Так, соавторская работа Алексея Жаркова и Дмитрия Костюкевича "Никта", несмотря на историческую подоплеку и тему призраков и экзорцизма, не цепляет и не пугает. Скорее, наоборот – вызывает легкую улыбку. Еще бы, ведь главный герой произведения в годы после смерти Петра I занимается тем, что пугает чиновников и казнокрадов Питера, выдавая себя за призрак скончавшегося царя… И навлекает тем самым на город беду. Этот сюжетный поворот в некоторой степени спасает рассказ, переводя его в русло чего-то более ужасного. Далее перед читателем встает история Игоря Кременцова "10 фунтов". Однажды юноша столкнулся с нищенкой, которая просила милостыню, намереваясь накопить 10 фунтов. За эту сумму врач обещал вылечить ее младенца. Мертвого младенца. Рассказ запоминается беспросветной атмосферой жизни бродяг и нищих, но в остальном неспешное повествование затягивает и утяжеляет сюжет, а мертвый ребенок в руках матери вряд ли сумеет напугать, хотя слегка шокировать – вполне. "Старик Чельбиген" Максима Маскаля – незамысловатая история о старшекласснице, которую отправили на лето в деревню. Там она познакомилась с парнем, и все бы хорошо, но к ней еще и привязался местный призрак – старик Чельбиген, норовящий обменять сундук с золотом на часть тела. И без того немного затянутый рассказ читается без особого интереса и желания узнать концовку. Сам же старик навряд ли способен нагнать жути, если даже герои произведения не боятся его.

На время спасает ситуацию Альберт Гумеров. "Волки да вороны" – хороший атмосферный рассказ о разведчике-шамане, попавшем в плен к немцам и оставшимся один на один с палачом, задача которого – извлечь из пленного как можно больше информации, прибегая к любым видам пыток. Вот только кто на самом деле палач, а кто подвергся пыткам? Рассказ с головой окунает в происходящие события и увлекает за собой до самого конца. Единственным спорным минусом, да и то в контексте антологии, можно назвать то, что история хоть и неприятная и мерзкая, но не вызывает страха.

Первая же дама в "Самой страшной книге 2014" – Ольга Дорофеева с рассказом "Верлиока" – заметно уступает коллегам "сильного пола". Перед нами снова будни обычного следователя и, как водится, убийство, а до кучи еще пропажа ребенка. Вот только в отличие от того же "Фарша" Михаила Павлова рассказ выглядит несколько сумбурным и не в силах увлечь. С точки зрения ужасов тоже ничего выдающегося и страшного. Вообще, произведение откровенно слабоватое на фоне остальных рассказов антологии.

Пытается исправить положение Александр Юдин, как бы говоря, всё будет "Чики-чик". Однако рассказ долгое время вызывает лишь недоумение. Детективная история заставляет до самого конца задаваться вопросом – ну где же здесь хоррор? Олигарх предложил профессору посетить недавно купленный им остров с построенным домом. В нем уже проживают трое его родственников, следят за порядком, но олигарх желает окончательно убедиться, что при отходе от дел он сможет спокойно провести остатки дней на острове, что тот отвечает его запросам. Естественно, это окажется только предлогом, а истинная цель кроется в другом. Сюжет интригует, за развитием событий следишь не без интереса, но, держа в руках антологию под названием "Самая страшная книга 2014", все чаще удивляешься тому, как подобный рассказ попал в этот сборник. К счастью, автор развеивает все сомнения жуткой, даже шокирующей концовкой. Но чтобы до нее добраться, необходимо пролезть через дебри затянутого повествования.

"Под знаком Пи" Андрея Буторина не хватает звезд с неба, но и не портит каши – это мистическая история о воспоминаниях главного героя, вернувшегося в родной город, в котором он давно не был. И где когда-то из-за него случилась трагедия. Рассказ берет за счет холодной атмосферы и несчастья героя. Более жестким получилось произведение Ольги Зинченко "По ту сторону" – на слегка избитую тему о гадании на суженого, но выставленную в кровавом свете. Пока парень по просьбе девушки вышел из дома, а та осталась гадать, случилось нечто ужасное… Развязка вполне способна заставить сердце биться быстрее. В свою очередь Парфенов М.С касается тематики маньяков, их мотивов и чувств, что ими движут. "Свое место" – это исповедь маньяка в камере смертников. Произведение увлекает с первых страниц, окутывая мрачной атмосферой и шокируя тем, с какой простотой маньяк рассказывает о своих злодеяниях. Но саму суть автор приберег напоследок. Как раз тот случай, когда от рассказа остается послевкусие.

"Буря" Вадима Волобуева – несколько странная история о выброшенных на остров мужчине и женщине. На первый взгляд, остров необитаемый, но позже парочка обнаруживает сбежавшую от цивилизации необычную семейку: взрослый мужчина француз, сын-уродец и полоумная дочка. Глава семьи, во что бы то ни стало, желает создать на острове утопию, построить идеальное общество, и не потерпит никаких препятствий у себя на пути. Рассказ вроде и неплохой, атмосферный, но все же ему чего-то не хватает, чтобы произвести впечатление. "Храм червей" Александра Ульянова – еще одни "мальчишечьи ужасы". Двое подростков обнаружили люк в подземелье, и, естественно, простое любопытство заставило их спуститься туда. Внутри же их ждал дурной, невыносимый запах, тысячи насекомых и кое-что еще. Автору неплохо удалось передать атмосферу замкнутого пространства и страха, охватившего детей. Но сам рассказ хоть и давит происходящим, вряд ли по-настоящему напугает. Второй рассказ Олега Кожина – "Мин бол". Он не особо страшный, но при этом вызывает интерес и за счет развития событий, и за счет персонажей. Когда перед артистом замаячил легкий заработок – просьба сделать звонок чужим голосом, – тот и представить не мог во что вляпается. Рассказ не отпускает до самого конца, в чем заслуга так же живых персонажей, в поведение которых безоговорочно веришь.

Когда, казалось бы, антология подходит к завершению, и финальным аккордом должны стать сильные и страшные рассказы, чтобы оставить у читателя хорошее впечатление о книге в целом, последняя тройка произведений делает все с точностью до наоборот. "Перевертыши" Виктории Земсковой раздражают наивным и глупым поведением главного героя, у которого вдруг обнаружился дедушка, желающий оставить внуку большое наследство. Взамен тот должен приехать в особняк и присмотреть за стариком. Конечно же, это оказалось ловушкой. Рассказ совсем не страшный, немного затянутый, читается без особого интереса, и даже концовка не спасает положения. "Черная дама" Ирины Скидневской – бытовая история о нелегкой судьбе женщины. Автор честно пытается напугать, но выходит это как-то слабо. Ничем остальным рассказ тоже не цепляет, наблюдать за развитием событий неинтересно. Концовка не привносит ничего оригинального или хотя бы жуткого. Закрывает антологию второй рассказ Михаила Павлова – "Дом на болоте", стандартная история о старом и жутком доме со страшной тайной, в который вернулся главный герой. Там на него нахлынули воспоминания, и завеса тайны приоткрылась. И без того затянутое произведение еще и сбивает темп чтения большими, в целую страницу абзацами. К сожалению, в отличие от того же "Фарша" автор не сумел увлечь, показать что-то необычное, устрашающее или хотя бы погрузить в жуткую атмосферу.

Антология "Самая страшная книга 2014" не дотягивает до звания самой страшной. Да, в ней встречаются рассказы, способные заставить поежиться или окутать атмосферой страха, но они скорее исключение. Нет, от книги с таким названием ждешь нечто другое. Несмотря на то, что страх – понятие довольно субъективное, все же хотелось увидеть именно страшные рассказы – истории, которые нагоняют жути. В данном сборнике этот критерий остался на заднем фоне, как бы изредка выглядывая из-за шторки. Если же подойти к "Самой страшной книге 2014" абстрагируясь от названия, то перед нами вполне удачный и, как показали продажи, востребованный представитель русского хоррора. Как и в любой антологии, есть здесь и "рассказы-паровозы", вытягивающие книгу, есть и просто хорошие рассказы, но есть и слабые, в данном случае несколько портящие общую картину. В любом случае "Самая страшная книга 2014" стоит потраченных на нее денег, тем более, что благодаря распроданным тиражам проект остается на плаву и уже в следующем году можно будет прочитать "Самую страшную книгу 2015". Действительно ли страшную – покажет время.


Просмотров: 1289Рубрики: ОтзывыМесто нахождения: Симферополь
Поделитесь своим мнением

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

| Horror Web